Третьему тысячелетию-третий выходной!

Грамотник Игорь


Главная
Стихи
Проза
Перлы
Футбол
Сайты
Выход
Контакт

Рейтинг@Mail.ru


R252973886601
каждая копейка на счету



НАОБОРОТ НАОБОРОТУ 4-4

Мы считаем, что и теология не нуждается в каком-то ином типе деления.
Конечно, существует различие между информацией, получаемой через откровение,
и информацией, идущей от чувственных восприятий, как по самому существу, так
и по способу ее передачи, но дух человеческий един и его способности и части
одни и те же. Это похоже на то, как разные жидкости разными путями вливаются
в один и тот же сосуд. Поэтому и теология складывается из священной истории,
из притч (парабол), являющихся своего рода религиозной поэзией, и из
поучений и догматов -- некоей вечной философии. Что же касается той части
теологии, которая остается и после такого деления (я имею в виду
пророчества), то это по существу род истории, ибо божественная история имеет
то преимущество перед человеческой, что сообщение о каких-то событиях в
равной мере может как следовать за ними, так и предшествовать им.
Глава II.
Разделение истории на естественную и гражданскую, включая в последнюю
историю церковную и историю научную. Разделение естественной истории на
историю явлений обычных, явлений исключительных и искусств
История делится на естественную и гражданскую. В естественной истории
рассматриваются явления и факты природы, в гражданской -- деятельность
людей. Божественное начало, вне всякого сомнения, проявляется и в той, и в
другой, но главным образом это относится к гражданской истории; более того,
оно образует свой собственный вид истории, который мы обычно называем
священной, или церковной, историей. В свою очередь роль наук и искусств
представляется нам столь значительной, что мы считаем необходимым выделить
их в особый вид истории, которая, подобно церковной истории, должна, по
нашему мнению, входить в состав истории гражданской. Разделение естественной
истории на три вида мы будем проводить, исходя из состояния и условий самой
природы, которая выступает перед нами в трех видах и развивается как бы по
трем направлениям. Ведь природа или является свободной и развивается своим
обычным, естественным путем, как это имеет место по отношению к небесным
явлениям, животным, растениям и вообще ко всем природным явлениям, или же
под влиянием искажений и косности непокорной материи, под действием мощных
препятствий утрачивает свое естественное состояние (как в случае чудовищ),
или же, наконец, уступает труду и искусству человека, подчиняется его воле и
как бы рождается вновь, как это происходит во всех созданиях рук
человеческих. Поэтому мы и будем делить естественную историю на историю
обычных явлений (generationes), историю исключительных явлений
(praeter-generationes) и историю искусств, которую мы обычно называем также
механической и экспериментальной историей. Первая из этих дисциплин
исследует природу в ее естественном, свободном проявлении, вторая --
отклонения от естественного состояния, третья -- взаимоотношения природы и
человека. Мы с особенным удовольствием рассматриваем историю искусств как
вид естественной истории, потому что глубоко укоренилось ошибочное мнение,
считающее искусство и природу, естественное и искусственное чем-то
совершенно различным, а это убеждение приводит к тому, что исследователи
считают свою задачу полностью выполненной, если они изложили историю
животных, растений и минералов, даже не упомянув об экспериментах в области
механических искусств. Результатом этого ошибочного противопоставления
явилась пагубная идея, согласно которой искусство лишь некий придаток
природы, годный только на то, чтобы довести до конца дело, начатое самой
природой, или исправить какие-то возникающие недостатки, или устранить те
или иные препятствия, мешающие ее свободному развитию, но совершенно
неспособный глубоко изменить ее, преобразовать или потрясти до основания.
Такое убеждение заставляет человека слишком поспешно отчаиваться в своих
способностях. В действительности же люди должны проникнуться глубоким
убеждением в том, что искусственное отличается от естественного не формой
или сущностью, а только действующей причиной: ведь вся власть человека над
природой ограничивается властью над движением, т. е. способностью соединять
и разъединять природные тела. Поэтому если имеется возможность сближения или
удаления природных тел, то, соединяя, как говорят, активное с пассивным,
человек может все, если же такой возможности нет, он ничего не может. И если
вещи располагаются в определенном для данного результата порядке, то не
имеет никакого значения, произойдет ли это с участием человека или без его
участия. Иногда золото плавят на огне, иногда же его находят в чистом виде в
золотоносном песке, и здесь его создает сама природа. Точно так же радуга
образуется в небе благодаря прохождению света через влагу облаков, но она же
может возникнуть и здесь, на земле, при прохождении света через рассеянные
водяные пары. Таким образом, всем управляет природа, ей же подчиняются
указанные выше три направления: развитие самой природы, отклонения от ее
естественного развития и искусство (ars), т. е. человек в его отношении к
природе. Поэтому есть все основания включить в естественную историю все эти
три направления, что в значительной мере сделал еще Гай Плиний,
единственный, кто рассматривал естественную историю так, как этого требовало
ее истинное значение; но, включив в нее все эти направления, он излагал их
совсем не так, как следовало, более того, совершенно неправильно.

<<туда туда>>

(с) 2008-2010 Грамотник Игорь