Третьему тысячелетию-третий выходной!

Грамотник Игорь


Главная
Стихи
Проза
Перлы
Футбол
Сайты
Выход
Контакт

Рейтинг@Mail.ru


R252973886601
каждая копейка на счету

Try tips.

НАОБОРОТ НАОБОРОТУ 4-5

Из этих трех областей первая более или менее разработана, остальные две
исследованы столь слабо и неудовлетворительно, что их следует отнести к
разряду требующих разработки (desiderata). Ведь не существует ни одного
достаточно аргументированного и полного описания таких явлений природы,
которые бы отклонялись от обычного хода ее развития, будь то какие-то
исключительные создания определенных стран и местностей, или необычные по
времени явления, или же, как говорит Плиний, игра случая (casuum ingenia),
или проявления каких-то неизвестных свойств, или явления, уникальные
(monadica) в своем роде. Я, пожалуй, не стану отрицать, что можно найти
слишком много книг, наполненных всякими баснословными сообщениями,
фантастическими тайнами, беззастенчивым обманом и написанных лишь для
развлечения и удовлетворения пустого любопытства, но серьезной и строгой
систематизации всех чудесных явлений природы, тщательно проверенной и
подробно изложенной, у нас нет, а тем более нет должных попыток отбросить и,
так сказать, публично подвергнуть остракизму получившие распространение
всевозможные лживые измышления и басни. Ведь, судя по тому, как обстоят
сейчас дела, если ложные и фантастические представления относительно явлений
природы закрепятся и -- потому ли, что так велико уважение к древности,
потому .ли, что не хочется вновь исследовать эти явления, потому ли, что
подобные вещи представляются замечательными украшениями речи благодаря тем
сравнениям и аналогиям, которые из них можно извлечь, -- получат
распространение, то потом их уже никогда не искоренить и не исправить.
Целью сочинения такого типа (а этот тип сочинений освещен примером
самого Аристотеля) менее всего будет удовлетворение пустого любопытства, к
чему стремятся чудотворцы и фокусники. Наоборот, такое произведение поставит
перед собой прежде всего две важные и серьезные задачи: первая из них --
исправить ошибочность некоторых аксиом, которые в большинстве своем
основываются на избитых и широко известных примерах; вторая -- найти более
удобный и легкий переход от чудес природы к чудесам искусства. Самое важное
в этом деле -- зорко следить за природой, когда она внезапно отклоняется от
естественного хода своего развития, чтобы в результате таких наблюдений
можно было в любой момент восстановить по своей воле упомянутый ход развития
и заставить природу подчиниться. И я не собираюсь советовать полностью
исключить из этой истории чудесных явлений все суеверные рассказы о
колдовстве, ворожбе, чарах, сновидениях, предсказаниях и тому подобном, если
совершенно точно известно, что соответствующее событие действительно
произошло. Ведь еще неизвестно, в каких случаях и до какой степени то, что
приписывается суеверию, может быть объяснено естественными причинами. И
поэтому мы хотя и считаем, что занятия такого рода деятельностью,
безусловно, заслуживают осуждения, однако уверены, что в результате
внимательного наблюдения и тщательного изучения этих вещей получим отнюдь не
бесполезные знания о них, и не только для того, чтобы должным образом
разобраться в преступлениях людей, обвиняемых в подобного рода деятельности,
но и для того, чтобы глубже проникнуть в тайны самой природы. Следовательно,
нужно без колебания вступать и проникать во все такого рода тайники и
пещеры, если только перед нами стоит одна цель -- исследование истины. Вы,
Ваше Величество, подтвердили правильность этого собственным примером, ибо
обоими прекраснейшими и ясновидящими глазами, глазом религии и глазом
естественной философии, столь мудро и прозорливо проникли в кромешный мрак и
доказали, что нет никого более похожего на солнце, которое, освещая даже
клоаки, остается незапятнанным. Однако я хотел бы напомнить о том, что эти
рассказы вместе со всеми суевериями следует излагать отдельно и не смешивать
с рассказом о подлинных и ясных явлениях природы. Что же касается
религиозных рассказов о знамениях и чудесах, то они либо не во всем истинны,
либо вообще не имеют никакого отношения к явлениям природы, а потому не
должны рассматриваться в естественной истории.

<<туда туда>>

(с) 2008-2010 Грамотник Игорь